О мультфильмах
Недавно ходили в гости к подруге с детьми, и разговор за теплым ароматным чаем зашел о мультиках. Беседа показалась мне такой интересной, что я решила написать здесь о наших рассуждениях.
Много споров рождает обсуждение того, должны ли дети вообще смотреть телевизор, и есть ли от него польза. И хотя дома мы телевизор не смотрим, а видео смотрим только в интернете, сейчас уже трудно вырастить ребенка, полностью оградив его от влияния информационных технологий.
Я не выступаю против мультиков, многие из них действительно очень хорошие, обучающие, с хорошим музыкальным сопровождением, яркие или трогательные, правдивые и волшебные, помогающие ребенку преодолеть его трудности. Не будем также забывать и то, что развитие детей, вошедшее практически в тренд, сейчас исследуется семимильными шагами, открываются новые методы и развивающие технологии, многие мультики создаются с учетом этих новых знаний. Но, конечно, когда ребенок «уходит» в мультики или компьютер, когда он фанатично сидит перед экраном, забывая игрушки и настоящее живое общение, у этого ребенка и его семьи часто появляются некоторые проблемы.
На мой взгляд, помимо потрясающего мультипликационного наследия прошлого, сейчас появилось много хороших развивающих мультфильмов, среди некоторых неприятных и попросту неудачных. Я отчего-то думаю, что ребенок сам не может сориентироваться в этом море информации, и социальные нормы он еще не усвоил, а значит, не может разбираться, что хорошо и что плохо. И мы, родители, можем определенно воспитать в детях вкус и умение смотреть мультфильмы, чтобы не вырастить поколение с «пустыми» глазами и бездумными головами, в которых мелькают слоганы из рекламы и неадекватное поведение, "подсмотренное" у героев мультфильмов.
Моя дочь начала смотреть мультики с 10 месяцев, так что я не отношусь к мамам, огораживающим чадо от мультиков. Впрочем, мультиками их назвать было трудно, это были отдельные ролики и песенки с видеорядом, Смотрели не по долгу, дочке очень нравилось, особенно песенки. Потом мы стали смотреть более сложные мультики, но до сих пор (сейчас ей 3,5) из полнометражных осиливаем только Золушку, да и ту с «перемотками».
Я придерживаюсь такой идеи в воспитании, что мультфильмы - это развлечение, включающее осознанность, т.е. Просмотр мультфильмов и прыжки на диване с высунутым языком - разные вещи. Мне кажется, гораздо полезнее посмотреть с толком один мультик, чем бездумно - пять, поэтому обращаю большое внимание на те мультипликационные шедевры, которые дочь смотрит. Сначала старалась выбирать по-возможности простые и даже примитивные мультики для малышей - мне они кажутся отличным началом знакомства с мультипликацией - простые фоны, легкие сюжеты, простые герои. Многие знают эти мультики - Патрик и его друзья, Бэби Эйнштейн, Тини Лавовские мультики, та же свинка Пеппа, Ту-ти-ту... Кто-то скажет, что они все иностранные - а я думаю, что в таком возрасте гражданство не имеет значения, все детки во всех странах солнышки, надо просто выбирать серии, более приближенные к нашим реалиям.
Отдельные развивающие презентации на ю-тубе и «клипы» из мультфильмов на детские песенки - тоже, мне кажется, отличный вариант для просмотра детками от 1 до 3х лет. Нельзя не отметить и песенки Железновых, там же, на ю-тубе. Кстати, я очень-очень люблю музыку и стараюсь в дочке развивать музыкальные способности, поэтому мы смотрим с ней много музыкальных мультиков, вроде Бременских музыкантов, «В порту», серии «Антошка», и много других песенок. При этом обращаю внимание на слова и на видеоряд, и хотя дочка у меня слышала и классиков советской эстрады и арии из опер (одну даже поет), предпочтение она все-таки отдает милым и мелодически простым, мажорным песенкам. Еще ей очень нравятся английские nurcery rhymes. Я с удовольствием включаю их ей, только всегда перевожу, рассказываю о чем речь.
Еще мы разговариваем о мультфильмах. Я сторонник идеи о том, что осознанное может быть воспринято и усвоено с большей пользой, особенно в таком развлекательном искусстве, как мультфильмы. Никогда не хотела, чтобы дочка смотрела мультики неосознанно, в таком состоянии, как некоторые, автоматически, уставясь в экран, переключают каналы. Еще боялась и боюсь мультиков не по возрасту, поэтому стараюсь объяснить каждый мультфильм - где поясняю действия или чувства героев, где задаю вопросы по сюжетной линии, где уточняю, верно ли понята «мораль». Может быть, в глазах других это выглядит дико, но мне действительно важно, что и как смотрит моя дочь, а главное, что из этого она понимает. К сожалению, современная мультипликация представляет много возможностей для «замусоривания» сознания, тем более для детского, незащищенного и фрагментарного... мы обсуждаем лунтика, некоторые советские мультики. Когда дочка стала делиться со мной своими выводами о мультиках, я очень удивилась: ребенок достаточно развитый, а суждения в достаточно очевидных ситуациях совершенно наивны, конкретны и не соответствуют взрослому «пониманию» мультика. Тогда я задумалась, а стоит ли показывать ребенку сложные, длинные мультфильмы вроде «В поисках Немо», - быть может, сначала стоит смотреть простые мультфильмы, а от них уже шагать к осознанному просмотру полнометражных. Нет, конечно, полнометражные можно смотреть - но какие при этом выводы сделает ребенок? Насколько это оправдывает энергетические затраты организма, оперативную память, внимание, потраченное на просмотр? Это как съесть целого жареного цыпленка, когда хватило бы и куска хлеба.
И так мы стали смотреть простые мультфильмы и клипы-песенки, которые смотрим и сейчас.
Подолгу мультики мы смотрим, пожалуй, только когда дочь болеет, со скуки, так сказать. Были в нашей жизни очень сложные периоды, когда мультиков действительно было много (и все эти периоды связаны с болезнями), я не виню себя за это, мне кажется, иногда можно использовать мультфильмы как отвлекающее средство (ключевое слово - иногда). А так мы смотрим ю-туб не фанатично, но достаточно стабильно. Между прочим, не приклеиваться к экрану ей помог, как ни странно, мультик. Русский мультик про трех котят, где рассказывали, что происходит, если долго смотришь телевизор. Теперь дочка смотрит, смотрит, смотрит, а потом сама останавливается и говорит «ну все, хватит уже, а то телевизор как магнит будет» и уходит играть, чему я несказанно рада.
И кстати, многие вещи из мультфильмов дочка «обыгрывает», использует в своих играх кусочки сюжета, фразы, поступки героев, поет их песенки; узнает из познавательных мультфильмов о сложных вещах и потом «блещет» знаниями, - так что я могу сказать, что воспринимаю просмотр мультфильмов ребенком как позитивное времяпровождение. Очень хотелось бы услышать разные точки зрения, развернуть дискуссию. Поделитесь своим опытом, а как у вас детки смотрят мультики?